Экономика совместного потребления (ЭСП)
Sharing Economy
Sharing Economy - исследование экономики совместного потребления в России становится все более важным для России, особенно в парадигме перехода к цифровой экономике - направления, которое заметило и развивает государство. Компании, стартапы в данном сегменте появляются достаточно активно, это связано с тем, что цифровая и мобильная экономики все больше проникают в нашу повседневную жизнь.
Содержание |
В России
2019: Данные РАЭК
По данным РАЭК и ТИАР-Центра, объем транзакций онлайн-сервисов совместного потребления (шеринг-сервисов), работающих в России, по итогам 2019 г. составит около 769,5 млрд руб. и покажет рост в 50% по сравнению с результатами прошлого года.
Лидером шеринга в России является сегмент С2С продаж (порядка 566 млрд руб.). За ним следуют онлайн-биржи труда, или сервисы Р2Р услуг (140 млрд руб.), каршеринг (20,5 млрд руб.), капулинг (17,8 млрд руб.) и краткосрочная аренда жилья (15,6 млрд руб.). Пятерка отраслей-лидеров не изменилась по сравнению с 2018 г., при этом каршеринг поменялся местами с карпулингом (сервисы по поиску попутчиков), обогнав последнего по объему транзакций. Вместе с тем динамика роста шеринг-рынка в нашей стране взяла новую вершину: 50% вместо прошлогодних 30%.
Среди основных трендов экономики совместного потребления в России в 2019 г. РАЭК и ТИАР-Центр выделяют взросление аудитории – развитие пользовательских сообществ в возрастной группе 40+, а также расширение географии – рост пользования шеринг-сервисами в регионах, в том числе за пределами региональных столиц.
2017
`Экономика совместного потребления (ЭСП) – динамично развивающаяся в России социально-экономическая модель, уже сегодня вносящая серьезный вклад в развитие национальной и региональной экономик. Исследование определяет компании сферы экономики совместного потребления (КСЭП) как онлайн-платформы, позволяющие людям и компаниям объединяться с целью совместного использования принадлежащих им ресурсов. Компании ЭСП развивают собственную систему контроля качества услуг, основанную на доверии пользователей, их оценках друг друга: в частности, отзывам и системе рейтингов. Традиционные средства защиты прав потребителей замещаются механизмом, в котором пользователи сами оценивают и контролируют друг друга`, - комментирует Антон Губницин, PBN Hill+Knowlton Strategies.
Организаторы исследования - РАЭК, PBN Hill+Knowlton Strategies, Яндекс и AVITO выделяют следующие критерии отнесения к КСЭП:
- Работает онлайн
- Создает сообщество людей - пользователей и владельцев ресурсов
- Предполагает пользование вместо покупки
`Экономика совместного потребления, ее сервисы не могут существовать без сообщества пользователей. Таким образом, платформы экономики совместного потребления становятся местом, где встречаются предложения и пользователи`, - отмечает Горный Александр, VK (ранее Mail.ru Group).Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется
Компании ЭСП позволяют рационально использовать ресурсы или обмениваться ими, снижая нагрузку на окружающую среду и позволяя получать дополнительный доход множеству людей из различных стран мира, тем самым выполняя важную социальную функцию. Доходы самих компаний, как правило, составляют не более 15% от оборота. Остальное получают пользователи.
Пользователи ЭСП, как правило, получают дополнительный заработок (около 25% от годового дохода семьи), который в основном идет на покрытие расходов, связанных с содержанием имущества (топливо, оплата коммунальных услуг, страховка и т.п.) и выплату налогов.
Компании ЭСП позволяют экономить не только индивидуальным пользователям онлайн- сервисов, но и целым городам. Они помогают существенно разгрузить городскую инфраструктуру (в особенности транспортную), упростить доступ к целому ряду услуг и товаров.
Изменения, которые несет ЭСП:
- создание цифровой экосистемы
- снижение нагрузки на экологию
- доверие к незнакомцу; феномен онлайн-репутации
- изменение сознания людей – приоритет пользования над владением
- развитие микропредпринимательства
Особое внимание исследование уделяет законодательной и регуляторной среде экономики совместного потребления в России.
Регулирование сектора ЭСП идет скорее «от частного к общему», т.е. через отрасли законодательства. Несмотря на всеобщий интерес к данной теме, сегодня консенсуса на тему того, что же понимается под экономикой совместного потребления в российском законодательстве, нет.
Важно отметить, что в законодательстве России встречается понятие «совместного использования» (когда имуществом владеют несколько собственников и пользуются им совместно), но оно не отражает сути ЭСП и неприменимо для новой социально-экономической модели. Таким образом, рамки использования в России модели экономики совместного потребления задаются конституционной нормой о праве граждан РФ пользоваться и распоряжаться принадлежащим имуществом для осуществления не запрещенной законом деятельности.
В рамках конференции `Рунет 2017: итоги года` были представлены главные цифры исследования экономики совместного потребления в России:
- $15 млрд. - объем мирового рынка ЭСП в 2013 году по оценкам PwC
- €28 млрд. - объем транзакций ЭСП в 2016 году в Евросоюзе по данным Еврокомиссии
- только €3,6 млрд. из €28 млрд.можно засчитать в доход самих компаний ЭСП, остальное заработали пользователи
- $335 млрд. может достичь мировой объем ЭСП к 2025 году по прогнозам PwC
- 190 млрд рублей- объем российского рынка
- Основную долю участников сообществ пользователей ЭСП составляют люди в возрасте 25-44 лет
- Более 80% пользователей считают, что ЭСП помогает экономить и заботиться об окружающей среде одновременно
Смотрите также
- Интернет-экономика
- Мобильная экономика России
- Экономика России
- Мобильные приложения (рынок России)
- Мобильный ШПД интернет (рынок России)
- Мобильная реклама (рынок России)
- Мобильный контент
- Сервисы мобильных платежей
- Сотовые телефоны (рынок России)
- Сотовая связь (рынок России)